"Дома с ребёнком 4-6 лет"

 

ПЕЧАТЬ ПРОЕКТА:

  • одноразовые задания (обводки, прописи и тд) на обычной бумаге (80 гр)
  • карточки, схемы для удобства лучше печатать на бумаге 120-130 гр
  • задания на разрезание также лучше печатать на бумаге 120-130 гр, т.к. обычная бумага (80гр) может мяться и ребёнку не удобно резать
  • начиная с 4 лет я очень редко ламинирую материалы (исключение только календари) После проекта материалы остаются в хорошем состоянии и я могу их использовать повторно.

ОРГАНИЗАЦИЯ:

С 4 лет возможно два варианта организации занятий.

 

1. На полочке, материалы все на виду, разложены по корзинкам

  • выделить небольшую зону занятий (это может быть полочка или стол на уровне ребенка, где он может самостоятельно всё достать)
  • все материалы лучше расставлять без присутствия ребенка, чтобы он увидел уже готовый вариант, а вы смогли организовать всё в спокойной обстановке
  • я готовлю материалы обычно вечером и сортирую их по корзинкам
  • для оформления можно использовать плакаты, рисунки животных из проекта, схемы (жизненный цикл/части тела)
  • рекомендую добавлять тактильные/натуральные материалы, фигурки животных, сделать мини-инсталяции, связанные с темой. Идеи можно посмотреть в моем аккаунте @kiro_mam и Телеграм-канале https://t.me/kiro_mam_busybee
  • Главное, чтобы все можно было трогать и играть!
  • Задания лучше выставлять постепенно. Оптимально на один день 3-4 разных задания: письмо, цифры, логика и лабиринты, творческие задания (краски/пластилин и тд)  Иногда я выставляю часть задания в один день и оставшуюся часть в последующие дни. Это сохранит интерес и не перегрузит ребёнка.
  • Задания лучше полностью подготовить для работы. Клей/карандаш/салфетка для вытирания/ножницы и тд должны лежать в корзинке/подносе вместе с заданием. Так ребёнок не будет отвлекаться и сконцентрируется на выполнении.​

2. В коробке, все задания упакованы

  • Этот способ организации я попробовала первый раз в 5 лет Киро, когда заметила, что он очень любит все упаковывать/распаковывать. В этом возрасте очень интересны загадки, квесты, приключения. Киро просыпается и первым делом интересуется, что же там в коробке? И сразу приступает к заданиям. Он сказал, что это напоминает ему адвент-календарь перед Новым Годом.

    А сейчас подробнее:

  • Коробку я делаю каждый день, но если ребенок ходит в детский сад, лучше делать такие коробки в выходные дни или в другое удобное время. В нашем случае, я оставляю её с вечера, чтобы Киро проснулся и сразу увидел её.
  • Задания в коробке на 1 день: цифры, буквы, творчество. Если вижу, что ребенок устал (но при этом все равно  ждёт коробку) или у нас планы на день, я добавляю только одно творческое задание.
  • Запаковываю карточки в конверты, а задание, где нужно писать, креплю на клипборды.
  • Все части задания креплю вместе (конвертик на прищепку с плакатом и т.д.)
  • Всё складываю в одну коробку/корзинку
  • Коробку оставляю в его комнате около столика
  • Иногда оформляю зону занятий: рисунки по теме, плакат, флажки
  • Ребенок сам разбирает коробку, без моего участия, раскрывает конверты, сам выбирает, с чего начать.
  • Часть заданий он делает самостоятельно, но основную часть я нахожусь рядом и участвую в процессе

Плюсы коробки:

  • быстрее готовить материал (не нужно придумывать, как разложить на полочках, делаю это вечером, когда ребенок спит, просто ставлю корзину в его комнату, тогда как полочки я могла готовить только днём, когда ребенок на прогулке
  • занимает мало места в комнате, не требуется столько корзинок
  • возможность делать проекты регулярно
  • интерес открытий, эффект игры/загадки
  • больший интерес к занятиям 
  • можно заменять маленькими активностями, если нет временнее или ребенок (или вы) устали 

 

ЗАНЯТИЯ:

  • Если ребёнок не берёт задания сам, можно мягко ему предложить, рассказать о задании, но не настаивать.
  • Лучше начинать с заданий, которые особенно нравятся вашему ребенку. У моего сына это лабиринты и математические пазлы, поэтому их я кладу на самое видное место. Так как начав с одного, они охотнее погружаются в следующие.
  • Если какие-то задания не нравятся, лучше отложить и вернуться к ним позднее.
  • Занятия должны проходить в самое комфортное время для вас и ребенка. Самое лучшее время для занятий у моего сына: самое утро и вечер после ужина незадолго до чтения книг и сна, днём он хочет активностей, игр, прогулок.
  • Многие занятия можно выполнять на коврике. Главное, чтобы было удобно ребёнку.Задание, где требуется писать лучше выполнять за столом.
  • В 4-5 лет я стала добавлять элементы игры, чтобы повысить интерес. С использованием фигурок животных (разговоры от их имени), тематических историй. Я заметила, что просто технически выполнять задание не очень интересно.
  • Как только ребенок теряет интерес, заканчиваем занятие.
  • Между проектами лучше делать перерыв (это сохранит желание  у ребенка и у вас).
  • Идеально, если получится устраивать тематические прогулки в период изучения проекта: осенний парк, ферма, планетарий, музей, понаблюдать за луной и тд (но не устраивать ребенку лекции и проверку знаний по теме, просто гулять, смотреть, отвечать на вопросы по запросу ребенка)
  • Также очень важно подобрать интересные книги по теме

    Цель проектов-заинтересовать ребёнка. К заданиям даны объяснения, но если ребёнок хочет выполнить его немного по-другому, ок! Возможно, его вариант окажется еще интереснее и полезнее для него.

Свобода и элементы игры в занятиях очень помогают. Не нужна оценка знаний, нет цели выучить и запомнить всё! Если он сам просит новую тему, если для него занятия-это не обязанность, а желание, вот тогда вы на правильном пути! 

читать про занятия с ребёнком 2-3 лет
читать про занятия с группой детей 
  • Сайт
  • Магазин